СМИ

Жители Центральной Азии перестали верить кремлевской пропаганде и лживым заявлениям по телевидению

Канат Алтынбаев

image

На скриншоте сайта ВГТРК, сделанном 28 января, показана реклама телевизионного шоу «Москва. Кремль. Путин», которое Владимир Соловьев ведет с осени прошлого года. [Архив]

БИШКЕК — Новые доказательства того, что российское государственное телевидение активно лжет и заведомо дезинформирует зрителей, не стали неожиданностью для наблюдателей и журналистов в Центральной Азии, которые уже давно сталкиваются с пропагандистскими махинациями Кремля.

«Россия-24», государственный новостной канал, принадлежащий Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК), сознательно дезинформировал телезрителей и нарушал права работников. Об этом в интервью «Радио Свобода», опубликованном 23 января, заявил бывший телеоператор «России-24» Леонид Кривенков.

По словам Кривенкова, редакторы и корреспонденты часто обсуждали, как преподносить новости для продвижения российской политики, и все дискуссионные программы были всего лишь спектаклем с заранее расписанными ролями.

«Все, конечно, понимали, что занимаются дезинформацией телезрителей. Любимой шуткой режиссеров и телеведущих были слова “теперь твоя очередь врать”. Именно так обращались к корреспондентам перед тем, как выдать их в эфир», — утверждает он.

image

Дмитрий Киселёв (в центре), замдиректора ВГТРК и глава информационного агентства «Россия сегодня», наблюдает за пресс-конференцией в редакции Sputnik Kazakhstan. Астана, июль 2018 г. [Sputnik Kazakhstan]

image

В статье, опубликованной Sputnik Kazakhstan 28 января, освещается успешное развитие Евразийского экономического союза — широко критикуемой постсоветской организации. [Архив]

Экспорт российских «ценностей»

Влияние поддерживаемых Кремлем СМИ не ограничивается только Россией. Оно распространяется и на постсоветские страны, в том числе в Центральной Азии.

Российские теле- и радиостанции, в том числе ВГТРК, существуют благодаря государственным субсидиям, поэтому они обязаны отрабатывать «госзаказы», сказал в интервью «Каравансараю» медиа-эксперт из Бишкека Эрлан Сатыбеков.

«С помощью пропагандистских каналов и подконтрольных СМИ Кремль пытается разъяснить жителям нашего региона свои внешнеполитические шаги, часто вызывающие в других странах острую критику, а в конечном счете — добиться лояльности от правящих элит и граждан Центральной Азии», — добавил Сатыбеков.

По его словам, Россия, в частности, пытается сформировать общественное мнение в Центральной Азии по поводу своей политики в Сирии, в восточной Украине и в Крыму.

Целью прокремлевских СМИ являются не те, кто находится у власти в республиках Центральной Азии, а прежде всего миллионы жителей региона, чьи настроения играют большую роль в формировании государственной политики.

«Хотя независимые аналитики критикуют решения и инициативы России, такие как, например, Евразийский экономический союз, Кремль оправдывает свои действия с помощью пропагандистских телеканалов, онлайн-ресурсов и интернет-троллей», — отметил Сатыбеков.

Введение аудитории в заблуждение

Российская пропаганда расширяет свое присутствие в Интернете, утверждает специалист по международным отношениям из Астаны Руслан Назаров.

По его словам, одним из таких примеров является новостное агентство Sputnik Kazakhstan.

Запущенный в ноябре 2014 года финансируемым Кремлем международным информационным агентством «Россия сегодня» Sputnik представляет собой сеть информационных агентств и радиостанций, действующих в нескольких десятках стран мира.

«Sputnik освещает события в Казахстане с нейтральных позиций, притворяясь объективным СМИ. Но когда дело касается проблемы, затрагивающей российские интересы, они включают пропагандистскую машину», — говорит Назаров.

В качестве примера Назаров привел доклад, опубликованный Sputnik в апреле прошлого года, с цитатами президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о демократии в США.

«"Спутник" вырвал из общего контекста фразы, чтобы убедить людей, будто бы казахский лидер не приемлет западные демократические ценности и ставит Америку на место. Это один из кейсов, показывающих, как Sputnik намеренно вводит своих читателей в заблуждение», — заявил он.

В январе 2018 года Назарбаев совершил официальный визит в Вашингтон, в ходе которого заключил соглашение о стратегическом партнерстве с США, где особое внимание было уделено безопасности и экономике, сказал Назаров.

«Реальность расходится с картиной, которую пытаются показать российские СМИ», — добавил он.

Обратный эффект пропаганды

Несмотря на усилия Кремля контролировать передаваемую по СМИ информацию, независимые исследования показывают, что доверие к таким СМИ в последние годы было заметно подорвано, особенно в Кыргызстане.

Все меньше кыргызстанцев черпают информацию из российских СМИ с каждым годом. Это выяснилось по итогам совместного исследования бишкекского Центра политических технологий Pro-kg и Центра социологических исследований и прогнозирования «Эл-Пикир», проведенного в марте 2017 г.

Один из опросов, в котором приняли участие 1200 респондентов из 48 городов Кыргызстана, продемонстрировал, что 72,9% используют кыргызское национальное телевидение в качестве основного источника политических новостей. Российское телевидение смотрят только 17,6% респондентов, что на 3,2 процентных пункта меньше, чем в 2015 г.

Политолог из Бишкека Аскат Дукенбаев отметил явный кризис доверия к российским государственным телеканалам.

«Кремлевские СМИ занимаются чем угодно — пропагандой, манипуляцией, дезинформацией, но только не профессиональной журналистикой», — сказал он «Каравансараю».

Интернет и социальные сети могут служить хорошим противовесом российским телеканалам, давая пользователям доступ к разнообразным онлайн-источникам новостей и позволяя им делать собственные выводы, добавил он.

Отказ от российского «зомбоящика»

Алматинский PR-специалист, бывший директор рекламы деловой газеты «Курсив» Мирлан Телебарисов сказал, что не смотрит российские телеканалы из-за обилия пропагандистского контента.

«Признание Кривенкова не стало сюрпризом для меня, — сказал он, имея в виду материал «Радио Свобода». — Ведь все знают, что российское телевидение показывает события в мире с нужного угла зрения, как это нужно [президенту России] Владимиру Путину. Поэтому я читаю новости в онлайн-ресурсах, которым я доверяю».

Sputnik является одним из основных каналов распространения российской пропаганды в Интернете и в Узбекистане. Об этом «Каравансараю» сообщил ташкентский журналист Павел Благовидов.

«Тем не менее, по данным сайта www.uz, национальной поисковой системы, [Sputnik] не входит в десятку самых популярных сайтов в Узбекистане — даже в категории СМИ», — сказал он.

По словам Благовидова, узбеки предпочитают получать информацию из местных СМИ или Интернет-ресурсов, таких как Daryo.uz или Gazeta.uz.

«Вот почему в Узбекистане Sputnik распространяет свои новости через узбекские сайты, такие как Podrobno.uz», — сказал Благовидов.

«Необходимость прибегать к таким хитроумным действиям говорит о том, что читатели в Узбекистане вообще не доверяют Sputnik», — сказал он, имея в виду использование Podrobno.uz в качестве посредника.

Узбекская молодежь, особенно те, кому за 30, не смотрит российское телевидение в целом, «поскольку они, очевидно, считают его ненадежным источником информации», сказал «Каравансараю» ташкентский социолог Дилмурод Ташходжаев.

Он назвал российское телевидение «зомбоящиком».

[Максим Енисеев оказал содействие в подготовке этого материала.]

Вам нравится эта статья?

Комментарии 12
Правила оставления комментариев * Обязательное для заполнения поле Осталось знаков: 1500 (1500 макс.)

Центральная Азия — не раб России. Мы будем развиваться, когда отойдем от России и станем ближе к США, потому что именно США, а не Россия, были причиной развития нашего соседа Казахстана. Даже России нужна помощь США. Для нас Запад — это путь к процветанию. Россия — это пережиток прошлого. Когда молодежь, как мы, пойдет к правительству, Узбекистан станет развиваться еще сильнее; США и Узбекистан станут друзьями и противниками.

ответ

90% информации идущий из россии это фейк и обман

ответ

И что за статья? Вы все поверили в жту статью не подумав что это и есть проамериканская агитация. Видно что профинансирование идет из запада. Как бы то не было. ЦА была и остантся пророссийской. Не фиг людей заблуждать. Проамерикосы журналисты

ответ

Уважаемая Про Россия,

Вы не согласны с тем, что российские СМИ страдают предвзятостью? Я совершенно уверен, что все мы удивлены подобной идеей, особенно те из нас, кому с детства приходилось слушать такие передачи.

А что Каравансарай? Я признаю, что некоторые истории бывают довольно сухими, но вы ведь не думаете, что мы все поверим в то, что "Россия 1" и "Спутник" менее предвзяты и основаны на фактах.

Вы предпочитаете факты сенсациям, не так ли? Или вы просто еще один Герасим, совершенно довольный своим крепостничеством?

С уважением,

~ Принц Эдвард

ответ

Понятно, что россианская пропаганда давно уже промыл мозги многим. Радует что у людей открываются глаза.

ответ

Кремлевской пропаганде надо прописывать стоп

ответ

Дорогая Пропаганда,

При всем уважении, было бы гораздо более полезно просвещать рядовых граждан по вопросам собственности вместо того, чтобы запрещать наиболее распространенную практику мягкой силы — пропаганду.

Ведь у короля должен быть какой-то способ повлиять на своих подданных — вы не согласны?

Искренне Ваш,

~ Принц Эдвард

ответ

Чтобы США не делали и кого бы не привлекли к своей провокационным действиям, народы ЦА всегда будут на стороне России.

ответ

США ничего делать не нужно. Россия сама все сделает. Народы ЦА никогда с Россией не будут. Привет из Казахстана.

ответ

Доверия к кремлевской пропаганде нет.

ответ

А народ та верить

ответ

Я как житель Казахстана тоже давно уже не не читаю и не смотрю кремлевские средства массовой пропаганды

ответ