СМИ

Исходящая из России и Китая дезинформация о коронавирусе нашла благодатную почву

Каравансарай и AFP

image

Мужчина в маске с надписью «Обман» протестует против поправок в Конституцию России на Пушкинской площади. Это последний день голосования по проведению конституционных реформ, позволяющих президенту Владимиру Путину оставаться на посту президента до 2036 года. Москва, 1 июля. [Кирилл Кудрявцев/AFP]

Согласно исследованию, дезинформация в отношении коронавируса, распространяемая российскими и китайскими журналистами находит в социальных сетях более широкий отклик, чем контент, создаваемый ведущими информационными агентствами во всем мире.

Будь то искаженная информация или откровенные теории заговора, статьи неизвестного происхождения, написанные на французском и немецком языках иностранными государственными СМИ, обладают высоким уровнем влияния в Фейсбуке и Твиттере. Об этом сообщил Оксфордский институт интернета в своем отчете, опубликованном в понедельник (29 июня).

Институт, входящий в состав Оксфордского университета, проанализировал материалы, публикуемые ведущими СМИ России и Китая, а также Ирана и Турции. Все эти СМИ находятся под контролем государства или тесно связаны с режимом, находящимся в данный момент у власти.

В своих материалах на французском, немецком и испанском языках эти государственные медиа-группы «политизировали коронавирус, критикуя западные демократии и восхваляя свои страны», а также распространяя конспирологические теории о происхождении вируса», говорится в отчете.

image

Главная редакция государственной медиагруппы «Россия сегодня», которой принадлежит информационное агентство «Спутник». Москва, 12 ноября 2017 года. [Кирилл Кудрявцев/AFP]

«Их контент по большей части основан на фактах. Но все они, в особенности российские издания, ставят своей задачей дискредитацию демократических стран», — сказал Джонатан Брайт, исследователь из Оксфордского института интернета, в интервью AFP.

«Через все их материалы красной нитью проходит идея о том, что демократия находится на грани краха», — добавил он.

Институт изучил публикации российского канала RT и информационного агентства Sputnik, China Global Television Network (CGTN), China Radio International (CRI) и Xinhua News Agency, а также новости иранских и турецких СМИ на иностранных языках.

Нагнетание антиамериканских настроений

В исследовании анализировался средний уровень вовлеченности и реакция пользователей на каждую опубликованную статью — сколько раз пользователь поделился статьей, поставил лайк в Фейсбуке, комментировал ее или ретвитнул в Твиттере.

В целях исследования использовались 20 самых популярных материалов каждого информационного агентства за период с 18 мая по 5 июня.

Проведенное в апреле предыдущее исследование показало, что сильно политизированные новости этих государственных СМИ на английском языке обеспечивают в 10 раз более высокий уровень вовлеченности пользователей по сравнению с такими традиционными источниками, как BBC.

«Значительная часть пользователей социальных сетей — это люди, потребляющие контент, который напрямую финансируется иностранными правительствами, и читатели это не очень хорошо понимают», — добавил Брайт.

Аналогичный показатель влияния был отмечен для контента на испанском языке, в том числе от иранской государственной телекомпании HispanTV, которая, как отмечается в докладе, поддерживает российскую пропаганду «антиамериканских настроений» среди пользователей в Латинской Америке.

На французском и немецком языке отмечается усиленное освещение росийскими СМИ протестного движения «желтых жилетов» во Франции, вируса COVID-19 и грядущих экономических кризисов в Европе.

В отчете также были рассмотрены материалы на немецком, французском и испанском языках турецкой сети TRT, которая фокусировалась больше на представлении действий в положительном свете действий турецкого правительства в борьбе с пандемией.

В то же время, в отчете сообщается, что российские, китайские и иранские СМИ распространяют безосновательные теории, в том числе о том, что американские военные занесли коронавирус, возникший в конце прошлого года в китайском городе Ухань.

Все эти СМИ утверждают, что предлагают точку зрения, отличающуюся от западной, и отрицают факт пропаганды.

В своем ответном заявлении на отчет Оксфордского института ИА RT France заявило, что оно «решительно отвергает эти обвинения» и настаивает на том, что оно освещало глобальную пандемию в том же ключе, что и остальные французские СМИ.

«Это не имеет ничего общего с обвинениями в критике “западных демократий” или “дискредитации демократических государств”», — говорится в заявлении.

Во Франции президент Эммануэль Макрон обвинил RT в распространении «лживой пропаганды» во время президентских выборов 2017 года.

В Великобритании российскую сеть оштрафовали за нарушение принципа беспристрастности СМИ.

На прошлой неделе Пекин пригрозил принять ответные меры после того, как еще четыре его СМИ были признаны «иностранными миссиями» в США.

Эти четыре информационных агентства постигла участь CGTN, CRI и Xinhua, которые Вашингтон объявил акторами, спонсируемыми государством.

«Гибридная война»

Китайский и российский режимы расширяют свое сотрудничество для распространения ложной информации о пандемии коронавируса. При этом Пекин все чаще применяет отработанные Москвой методы, отметили наблюдатели в мае.

Твиттер сообщил 12 июня об удалении более 170 тыс. аккаунтов, связанных с проводимыми правительством Китая кампаниями по дезинформации, а Европейский союз (ЕС) официально обвинил Китай и Россию в проведении целенаправленных кампаний по дезинформации о коронавирусе для подрыва европейской демократии.

Политолог из Бишкека Аскат Дукенбаев считает дезинформационные кампании России частью новой — «гибридной» — военной доктрины российского режима Владимира Путина против западных стран.

Москва «пытается взять реванш за поражение в “холодной войне”, а также против постсоветских стран, стремящихся выйти из-под влияния бывшей метрополии [колониальной власти]», отметил он в июне.

«Русофонские страны Центральной Азии подвергаются регулярным дезинформационным вбросам со стороны России практически сразу после провозглашения независимости от Советского Союза, но особенно после начала путинской агрессии против Украины в 2014 году», — сказал Дукенбаев.

«Например, пролиберальные и продемократические активисты гражданского общества в Кыргызстане постоянно подвергаются нападкам как “иностранные агенты” и "враждебные для страны элементы" на страницах широко распространяемых в стране прокремлевских и провластных печатных газет и интернет-изданий», — добавил он.

По словам Дукенбаева, он рад, «что осознание серьезности российской угрозы и необходимости контрмер наконец-то дошло и до западного и международного сообщества».

«Российские блогеры активно продвигают нарратив “Россия — братская страна и помогает в трудную минуту, а Запад — нет”», — сказал в июне эксперт по международным делам из Нур-Султана Руслан Назаров.

«Однако в повседневных отношениях — политических, экономических и особенно в формате [возглавляемого Россией] Евразийского экономического союза — Россия неоднократно доказывала обратное. Во внешней политике, в том числе реализуемой в Центральной Азии, Москва преследует сугубо корыстные интересы и действует соответственно», — добавил он.

Вам нравится эта статья?

Комментарии 3
Правила оставления комментариев * Обязательное для заполнения поле Осталось знаков: 1500 (1500 макс.)

У нас сложившиеся традиции,которые тьт разительно отличаются о

ответ

Побольше новостей, пожалуйста. Как-то скооперируйтесь с другими интернет изданиями. Люди должны знать правду.

ответ

Западные страны должны жестко наказывать Россию а не нянчится с ней.

ответ