Каравансарай
Протесты

Вторжение в Украину заставило Казахстан закрыть доступ к российским СМИ

Канат Алтынбаев и AFP

image

Более 2 000 демонстрантов собрались 6 марта на мирный митинг в Алматы, скандируя лозунги за мир и оскорбления в адрес российского президента Владимира Путина. [Малика Ауталипова/AFP]

АЛМАТЫ — Жители Казахстана, следящие за тем, как разворачиваются события в Украине, испытывают все большее разочарование от российских телеканалов, которые либо распространяют кремлевскую пропаганду, либо молчат.

Антон Шин, независимый юрист из Алматы и бывший председатель Исполнительного совета Азиатской международной ассоциации операторов кабельного телевидения, осуждает телерадиокомпанию «Мир» за отсутствие освещения событий в Украине во время войны.

Телестанция «Мир», принадлежащая Содружеству независимых государств (СНГ), была основана Россией и другими республиками бывшего СССР, включая Казахстан.

Таким образом, граждане этих стран имеют право получать «объективную и справедливую информацию об общественно-политической, экономической и культурной жизни этих государств», как сказано в уставе компании, написал Шин в Фейсбуке 2 марта.

image

Демонстрант с плакатом на митинге в поддержку Украины в Алматы (6 марта). [Малика Ауталипова/AFP]

Он потребовал от руководства телекомпании «Мир» начать освещение боевых действий в Украине.

Министерство информации и социального развития Казахстана могло бы «инициировать процесс пересмотра сотрудничества Республики Казахстан с этой компанией... и принять другие меры к исключению финансового участия РК в деятельности этой компании», сказал он.

Поддерживаемые Кремлем телеканалы — основные рупоры российского президента Владимира Путина, распространяющие антизападные идеи, которые сеют ненависть к европейскому мультикультурализму и либеральным ценностям, говорит алматинец Сергей Дуванов, директор Казахстанского международного бюро по правам человека.

«Путин одержим идеей мести за поражение в холодной войне, распад Советского Союза и экономические неудачи России, и он транслирует эти чувства на многомиллионную аудиторию СНГ, в том числе Казахстан», — сказал он в интервью «Каравансараю».

Российские телеканалы позволяют Путину распространять свои деструктивные идеи среди казахстанцев, поэтому запрет этих пропагандистских СМИ и замена их качественным казахстанским контентом — это жизненно важный вопрос с точки зрения национальной безопасности, подчеркнул он.

«Однако есть риск, что Путин может обидеться на “националистический” Казахстан, и тогда украинский сценарий может повториться здесь», — сказал он.

Казахстанские провайдеры отказываются от российских каналов

Казахстанский провайдер «Ремстройсервис» прекратил трансляцию российских каналов из-за войны в Украине, сообщил 28 февраля новостной сайт KazTag, ссылаясь на заявление компании.

«Уважаемые абоненты, мы против войны и военной пропаганды. Поэтому мы временно заменили трансляцию всех российских так называемых государственных телеканалов каналом “Хабар24”», — говорится в заявлении, опубликованном в Телеграм-канале компании.

«Ремстройсервис», который находится в Шахтинске (Карагандинская область), предоставляет услуги доступа в Интернет и пакеты цифрового телевидения.

«Во время военных действий в Украине неизвестный источник начал транслировать пропагандистские антиукраинские видео на частоте этих российских каналов, и мы приняли это решение», — сказал «Каравансараю» сотрудник «Ремстройсервиса», пожелавший сохранить анонимность и не назвавший этот источник.

Местные зрители не были особо разочарованы исчезновением российских каналов из программы провайдера.

«Я уверен, что этот таинственный источник — это те же [самые] российские каналы, которые в последнее время распространяли еще более грязную пропаганду и ложь, чем раньше», — сказал Алибек Кокпаев, системный администратор из Шахтинска.

«Обычно мы смотрим развлекательные программы, потому что их новости — это чистое промывание мозгов», сказал он.

«Война в Украине — чувствительный вопрос для России, и Кремль активно распространяет в Казахстане свою пропаганду, чтобы создать у местной аудитории образ так называемых киевских “нацистов”, от которых они якобы спасают украинский народ», — сказал Кокпаев.

Контролируемые Путиным СМИ теряют своих «солдат»

В последнее время в российском пропагандистском пейзаже также происходят изменения: некоторые журналисты из контролируемых Кремлем СМИ уволились в знак протеста против вторжения России в Украину.

Мария Баронова, главный редактор контролируемой Кремлем международной вещательной компании RT, ушла со своего поста вскоре после начала вторжения.

«Неделю назад я еще писала о “натовских коллаборационистах” и “натовской пропаганд”, писала ругательства в их адрес, обвиняя их в измене и “русофобии”, высмеивая [демократическую шизофрению], но я смеялась сама над собой — оказалось, что все они были абсолютно правы, а я нет», — написала Баронова 27 февраля в своем Telegram-канале.

Путинский тоталитарный режим превратил жизнь россиян в “бесконечный ад”, и теперь он пытается насильно экспортировать свою систему в Украину, сказала она.

В Ruptly, российском государственном новостном агентстве в Берлине, после приказа Путина о вторжении российских войск в Украину начался исход сотрудников, сообщило 28 февраля агентство Рейтер.

Во время телеконференции для всего персонала работники жаловались, что им не разрешают объективно освещать конфликт, например использовать слово «вторжение».

Агентство Ruptly основали в 2013 году для производства новостей, в том числе видео и живых трансляций со всего мира, для RT и других клиентов.

Ruptly — часть международной новостной империи под управлением путинской союзницы Маргариты Симоньян, куда также входят RT и «Спутник», отмечает Рейтер.

Симоньян стала целью санкций, введенных Западом по той причине, что она — «центральная фигура» в российской пропагандистской машине.

Беспрецедентное противостояние Путину

В выходные одни жители Казахстана выходили на митинги за мир и демонстрации против российского вторжения в Украину, а другие выражали возрастающее недовольство освещением войны — точнее, его отсутствием, — в российских СМИ.

В воскресенье (6 марта) в Алматы вышли на митинг более 2 000 демонстрантов, которые пели национальный гимн Украины, скандировали антивоенные лозунги и оскорбления в адрес Путина.

В Казахстане обычно запрещают политические демонстрации, однако на постсоветском пространстве происходит сдвиг общественного мнения, и многих, кажется, испугало предположение, что беспрецедентные санкции, введенные Западом в отношении России из-за войны в Украине, могут распространиться и на союзников Москвы.

Министерство иностранных дел Казахстана подчеркнуло нейтралитет Казахстана в этом конфликте и на прошлой неделе вызвало посла Великобритании для беседы после того, как британский юрист призвал ввести санкции против физических лиц в стране, «являющейся соучастником и поддерживающей» Путина.

Эти консультации прошли после того, как британский законодатель Маргарет Ходж, член оппозиционной лейбористской партии, 28 февраля спросила министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, распространятся ли санкции, введенные против России за вторжение в Украину, на отдельных лиц из «таких юрисдикций, как Казахстан и Азербайджан».

Трасс ответила, что она «рассмотрит вопросы, связанные с Казахстаном и другими странами».

Министерство иностранных дел Казахстана в субботу ообщило о получении от Лондона заверений в том, что Великобритания не распространит на Казахстан санкции, введенные против России за вторжение в Украину.

Вам нравится эта статья?

Комментарии 3

Правила оставления комментариев * Обязательное для заполнения поле 1500 / 1500

Украина победит.

ответ

Кринж

ответ

Всё правильно. Фашистские СМИ России надо закрывать везде.

ответ