Каравансарай
СМИ

Кремлевские пропагандисты наступают на свободу слова в Узбекистане

Рустам Темиров

image

Офис информационного агентства Kun.uz в Ташкенте, 10 ноября. Ранее в этом месяце прокремлевские СМИ обвинили ресурс Kun.uz в публикации материалов расположенного в Латвии независимого ИА «Медуза», признанного в России иностранным агентом. [Рустам Темиров/Каравансарай]

ТАШКЕНТ -- Прокремлевские СМИ пытаются задушить свободу слова в Узбекистане после того, как узбекские СМИ отказались поддерживать версию Москвы в отношении вторжения в Украину.

С начала вторжения 24 февраля российские СМИ преуменьшают значение войны в Украине и изображают Россию не как агрессора, а как жертву Запада.

В этом месяце Россия ввела в действие закон о тюремном заключении на срок до 15 лет за распространение ложной информации, направленной на дискредитацию ее вооруженных сил, а также на срок до трех лет за поддержку санкций против России.

6 марта государственный телеканал «Россия 24» выпустил программу «В центре Азии с Робертом Францевым», которая подвергла критике ряд узбекских СМИ.

image

Офисы основных печатных и интернет-изданий Узбекистана в Ташкенте, 10 марта. 6 марта российский телеканал «Россия-24» выпустил программу, в которой подверглись критике ряд узбекских СМИ. [Рустам Темиров/Каравансарай]

image

На снимке экрана из публикации Gazeta.uz показан ответ на критику со стороны телеканала «Россия-24».

Программа обрушилась с критикой на информационные сайты Gazeta.uz и Kun.uz, а также на узбекского журналиста и блогера Никиту Макаренко.

Ведущий программы заявил, что Макаренко «брызжет ядом» после того, как тот написал на своей странице в Facebook, что мечтает дожить до того дня, когда сотрудники и руководители государственных российских СМИ предстанут перед судом за развязывание войны.

«Мне стыдно, что они пользуются языком, который я люблю, на котором говорили и творили великие гуманисты, на котором были сложены прекрасные произведения о любви и дружбе», — написал Макаренко 1 марта.

Со своей стороны, Gazeta.uz в первый же день обострения конфликта назвала происходящее в Украине вторжением.

Кроме того, телепрограмма «Россия 24» «обвинила» Kun.uz в публикации материалов латвийского СМИ «Meдуза», признанного в России иностранным агентом.

2 марта сайт Kun.uz перепечатал из материалов «Медузы» интервью Варвары Пахоменко, специалиста по правам человека и гуманитарному праву, которая с 2016 по 2018 годы работала в миссии ООН в Украине.

Она рассказала, что она видела в оккупированном Россией Донбассе в последние восемь лет, и возложила на Кремль вину за то, что не были выполнены Минские соглашения, которые были призваны положить конец военным действиям в Донбассе.

Роберт Францев, в частности, назвал авторов публикаций «повылезавшими» блогерами и «псевдожурналистами», намекнув, что все они — «участники западных грантовых программ».

Ведущий программы также напомнил о телефонном разговоре президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и российского президента Владимира Путина 25 февраля, в ходе которого глава Узбекистана «выразил понимание предпринимаемых Россией на Украине действий».

«К сожалению, не все в Узбекистане разделяют мудрую и выверенную политику своего лидера», — заключил телеведущий.

Однако в сообщении пресс-службы Мирзиёева от 26 февраля ничего не говорилось о «понимании», а лишь подчеркивалось, что Узбекистан занимает по этому вопросу взвешенную, нейтральную позицию и «традиционно имеет тесные, дружественные отношения как с Россией, так и с Украиной».

«Дух шантажизма»

В ответ на комментарии Францева Gazeta.uz опубликовала текстовое содержание сюжета на российском телеканале под заголовком «"Россия 24" решила подвергнуть критике узбекистанские СМИ».

Журналисты написали, что комментарии здесь излишни.

Сотрудники Kun.uz опубликовали статью о том, как узбекские СМИ публикуют объективную информацию о событиях в России и Украине. При этом журналисты издания подчеркнули, что используют материалы российских, украинских и зарубежных СМИ.

Политолог из Ташкента Камолиддин Рабимов считает, что Россия вступила в новую фазу информационно-пропагандистской и психологической войны.

Главным ее врагом является Украина, а также коллективный Запад. В то же время, в Кремле внимательно следят за тем, что думают о вторжении на постсоветском пространстве, в том числе, и в Центральной Азии.

Российские средства массовой информации, в том числе, профильные по региону журналисты, дают сигнал властям Узбекистана, а также здешним блогерам и журналистам: «если вы будете дальше критиковать, то вам обеспечены крупнейшие проблемы», говорит Раббимов.

«Мы знаем, что Россия уже не скрывает свой "дух шантажизма". Тем самым, им уже нечего терять, и они будут таким образом формировать общественное мнение», — считает политолог.

По его мнению, у Кремля особый взгляд на происходящее в регионе, и главная геополитическая задача — воссоздание бывшего Советского Союза, пусть и в новом формате.

«Россия, Кремль и Путин собираются постепенно создать свой геополитический полюс. Белоруссия уже под контролем, Казахстан под контролем», — говорит он.

«Сейчас очередь за Украиной. Я думаю, что потом она дойдет и до остальных стран в регионе», — утверждает Раббимов.

Информационная война

Однако, несмотря на то, что Кремль запугивал правительства некоторых соседних стран, население этих стран бурно выражало свой протест во время войны в Украине.

Например, казахстанцы устроили в Алматы крупномасштабную акцию в поддержку Украины 6 марта и делали щедрые пожертвования для оказания помощи Украине.

Политик Пулат Ахунов, проживающий в Швеции уверен, что Россия уже проиграла эту информационную войну. Именно с этим, по его мнению, и связана истерика по поводу Узбекистана.

Россия поняла, что даже в Узбекистане большинство среди интеллигенции занимает антироссийскую позицию и смело распространяют эту позицию, говорит Ахунов.

Российская пропаганда действует по инерции, исходя из задач вчерашнего дня. Российские пропагандисты еще не поняли, что в мире произошел коренной перелом взглядов в отношении России.

Россия всегда агрессивно относилась к Узбекистану в случае, если что-то Кремлю не нравилось, отмечает Анора Садыкова, редактор сайта rost24.uz.

По ее словам, российские ТВ-каналы есть в сетке вещания всех местных поставщиков кабельного телевидения, и люди всегда смотрят российские новости, которые «промывают мозги» местному населению.

«А сейчас, когда узбекские СМИ окрепли и начали объективно освещать события в Украине, российскому руководству это не понравилось», — сказала Садыкова в интервью «Каравансараю».

Вам нравится эта статья?

Комментарии 2

Правила оставления комментариев * Обязательное для заполнения поле 1500 / 1500

Украина! Узбекистан с вами! Слава Украине!!!

ответ

Россия это оккупант и фашист.

ответ